Виставкова федерація України
Exhibition federation of Ukraine
Укр   Рус   Eng


 
Виставкові новини

Виставкові новини

[30.09.2016]
Деловой туризм расцветает в кризис

Чиновникам и госбизнесменам нравится путешествовать за казенный счет Ольга Соловьева
Предприниматели и госслужащие любят посещать конференции на южных курортах.
Фото РИА Новости

В российских столицах и на курортах ежедневно проходят десятки конференций, тренингов, форумов и круглых столов с участием чиновников, менеджеров
госкомпаний и простых бизнесменов. Индустрия делового туризма с оборотом в
670 млрд руб. растет, несмотря на спад экономики. Основное увеличение
расходов на "чиновничий туризм" обеспечивают госбюджет и бюджеты
госкомпаний, считают эксперты.



Под бизнес-туризмом традиционно понимают организацию и проведение
командировок сотрудников. Область соседствует с организацией корпоративных
мероприятий и выставок. И, судя по всему, деловой туризм чувствует себя
лучше традиционного.



Как сообщили вчера в Ассоциации бизнес-туризма (АБТ- ACTE Russia),
российский сегмент делового туризма чувствует себя неплохо. В частности,
указывают в компании, если в 2013 году объем рынка делового туризма в РФ
составил примерно 471 млрд руб., то по итогам 2015 года его объем
увеличился до 670 млрд руб. Правда, если в рублях рынок растет, то в
иностранной валюте за счет девальвации он все же сокращается. Так, если по
итогам 2013 года рынок составлял почти 14,8 млрд долл., то 2015 год он
завершил уже с объемом в 11 млрд долл.



При этом текущий, подчеркивают представители отрасли, рост рынка не связан
с выездным туризмом который сократился как и по количеству туристических
поездок в целом, так и по бизнес-направлениям. Хотя, в ACTE Russia все же
констатируют некоторый всплеск интереса к деловому туризму в отдельные
страны Азии, Ближнего Востока и более экзотические направления: Гонконг,
Сингапур, Вьетнам, ОАЭ, Катар, Индию, Турцию и Египет. "В то же время свою
популярность у бизнес-путешественников сохранил и ряд европейских стран -
Великобритания, Бельгия, Швейцария, Испания, Португалия, Кипр. Также виден
повышенный спрос на Восточную Европу, страны Прибалтики", - перечисляют в
компании. Очевидно, подобный интерес можно объяснить относительно небольшой
стоимостью услуг в этих странах по сравнению со странами Центральной Европы.



"Ситуация с въездным туризмом в Россию из зарубежных стран также
неоднозначна: поток обычных туристов вырос в годовом измерении на 17%,
однако число бизнес-путешественников сократилось на 9%", - продолжают в
ассоциации, напоминая, что бизнес-путешественники вполне могут въезжать в
страну и по туристическим визам.



Рост же объемов рынка делового туризма в ACTE Russia объясняют
переориентацией на внутренний туризм. "До 2015 года более 80% бизнес-
мероприятий проводилось российскими компаниями за пределами России. В 2015
году этот показатель составил всего 20%. Организовывать деловые встречи и
проводить корпоративные мероприятия в городах России в текущих условиях
финансово выгоднее", - говорят эксперты рынка. Лидерами по проведению
корпоративных мероприятий традиционно выступают Москва и Санкт-Петербург.
"По данным исследования, 64% мероприятий сегодня проводится в Москве и
Санкт-Петербурге и только 36% - в других городах России", - говорится в
обнародованном вчера компанией годовом отчете рынка делового туризма
YEARBOOK. Набирают популярность с точки зрения событийного делового туризма
сегодня и такие города, как Ростов-на-Дону, Ярославль, Уфа, Белгород,
Воронеж, Иркутск и Пермь. "Однако потенциал российских городов сегодня
используется менее чем на 30%", - констатируют в компании.



Увеличение объемов рынка в ассоциации также связывают и с повышением трат
компаний с госучастием на деловые поездки. "Увеличились объемы транзакций
госкомпаний на организацию деловых поездок и корпоративных мероприятий", -
поясняет председатель АБТ-АСТЕ Russia Вадим Зеленский. В то же время,
подчеркивает он, падения объемов расходов со стороны коммерческих компаний
также не наблюдалось. "Немного укрепился курс рубля, что положительно
повлияло на рынок", - объясняет он.



С выводами о переориентации бизнес-туризма на регионы РФ согласны и
эксперты "НГ". "За последние два года бизнес действительно
переориентировался в части проведения мероприятий на российские регионы", -
подтверждает профессор Российского экономического университета им. Г.В.
Плеханова Наталия Зайцева. Причину эксперт видит как в снижении доходов
компаний, так и в политическом курсе на развитие внутреннего туризма. По ее
оценке, компании глобально не сойдут с курса на экономию, но выражаться она
будет в первую очередь за счет отказа от инсентив-туров, то есть
поощрительных поездок для сотрудников компаний. В свою очередь, аналитик
компании "Финам" Тимур Нигматуллин обнародованный рост рынка в рублевом
выражении связывает не с увеличением операционных показателей, а с ростом
цен.



Судя же по анонсам мероприятий, значительной популярностью среди российских
бизнесменов и чиновников сегодня пользуются черноморские курорты РФ.
Например, со следующей недели в столице зимней Олимпиады-2014 стартует
Международный инвестиционный форум, в котором примут участие чиновники всех
мастей, ученые и представители крупных госкомпаний. С понедельника в
черноморском Геленджике при поддержке Минпромторга и госкорпорации "Ростех"
начнется конференция по биомедицине. А уже в ноябре в Сочи стартует
Всемирный зерновой форум. При этом на сайте форума прямо говорится, что
впервые мероприятие было проведено в Санкт-Петербурге при поддержке
тогдашнего президента Дмитрия Медведева и ООН. Периодически в течение года
в городе происходили встречи Организации Черноморского экономического
сотрудничества и ряд других мероприятий, соединяющих бизнесменов и служащих
госкомпаний.



Похоже, озаботились развитием делового туризма теперь и в Крыму. В
частности, в начале недели об этом сообщил министр курортов и туризма Крыма
Сергей Стрельбицкий. О планах по развитию сегмента делового туризма
говорили ранее и в Ростуризме. "Деловой туризм - один из самых массовых и
востребованных видов туризма", - заявлял в конце августа глава Ростуризма
Олег Сафонов. Как уточняли в пресс-службе ведомства, доля делового туризма
в мире превышает 20%. При этом он обеспечивает около 50% доходов
авиакомпаний, 60% доходов гостиниц и более 70% доходов автопрокатных
компаний. "В настоящее время вклад индустрии делового туризма в ВВП других
стран мира составляет 1,5%. В России - не более 0,3%, при этом вклад
конгрессно-выставочной деятельности всего лишь 0,05%", - сообщали в
Ростуризме. Заметим, по оценке АБТ-ACTE Russia, объем российского
конгрессно-выставочного рынка составляет 1,5 млрд долл.



Очевидно, привлекательность делового туризма в РФ теоретически могла бы
повысить и доступность российской визы для иностранцев. В частности, в
апреле обеспокоенность сложным ее оформлением высказывал депутат Сергей
Кривоносов. "Получение виз сейчас довольно проблематично", - указал, он,
уточнив, что принятие поправок в законодательство могло бы упростить
процедуру выдачи виз иностранным гражданам и тем самым помочь развитию
делового туризма.



Несмотря на оптимизм чиновников и рублевый рост рынка делового туризма,
эксперты довольно-таки скромно оценивают перспективы 2016 года. "По
подсчетам Всемирного совета по туризму и путешествиям (World
Travel&TourismCouncil, WTTC), объем рынка бизнес-туризма в России по итогам
2016 года составит 672 млрд руб.", - говорится в отчете YEARBOOK.



Схожие опасения подтверждают и опрошенные АБТ-ACTE Russia специалисты по
проведению и организации деловых поездок. Например, немногие считают, что в
текущем году расходы на командировки не будут урезаны. Большинство из 379
опрошенных участников рынка (52%) полагают, что расходы на деловые поездки
в 2016 году сократятся по сравнению с 2015-м в среднем на 10,8%. Увеличения
расходов на командировки ждут 26% респондентов. Не рассчитывают на какие-
либо изменения в расходах 22% опрошенных.



Столь же пессимистичны взгляды и относительно объемов бизнес-путешествий.
Так, свыше половины опрошенных (53%) также ждут сокращения, причем более
чем на 17%. Менее трети респондентов (27%) полагают, что число деловых
поездок в их компании может увеличиться, при этом средний прирост будет
держаться на отметке 27%. И лишь 20% считают, что число деловых поездок
останется неизменным в 2016 году. Заметим, в 2014 году таких было 58,5%.



Независимая газета 2016.09.23 01:27
http://www.ng.ru/economics/2016-09-23/4_tourism.html

←Назад | Всі теми →


The Global Association
of the Exhibition Industry

Всесвітня ассоціація
виставкової індустрії